Что скрывают автошколы

На большинстве сайтов автошкол есть рекомендации, как правильно выбрать автошколу.

Что скрывают автошколы, как привлекают учеников и как их потом обманывают.

Агрессивная реклама.

Что реклама – двигатель всего, не требует доказательств. Автошколы тратят значительные средства на рекламу, и в первую очередь в — интернете, который стал для нас источником информации. Когда мы постоянно видим появляющееся объявление автошколы, то невольно складывается впечатление, что это солидная автошкола и ученики, как мотыльки на огонь, не задумываясь, слетаются именно туда. Для подавляющего числа автошкол главной рекламой являются исключительно рекомендации выпускников. Если хотите, чтобы обучение прошло без нервотрепки и за 2,5 – 3 месяца, а не затянулось на многие месяцы, тщательно выбирайте автошколу.

Отзывы в интернете.

Если Вы читаете отзывы в интернете, то в первую очередь должны уметь разобраться, где правда, а где ложь. Автошколы занимаются одним видом деятельности и являются жесткими конкурентами. Поэтому между автошколами идет негласная, порой грязная борьба. Есть автошколы, которые активно размещают отрицательные отзывы о коллегах — соседях и, одновременно с этим, самые лестные о себе. При этом, для достоверности, указывают фамилии и имена инструкторов или преподавателей. Что правда, а что ложь, понять бывает трудно, но одно общее сходство есть, такие отзывы очень похожи друг на друга. Только общение с тем, кто учился или учится в выбранной автошколе, даст объективную картину.

Купи купон.

Будущему водителю предлагается купить купон стоимостью от 350 руб., и за это представляются фантастические скидки, доходящие до 98%. Ну очень заманчивое предложения. Но все не так просто.

Как правило, автошколы начинают добирать деньги после заключения договора. Теоретический курс предлагается пройти самостоятельно или в любой группе. Но необходимо знать, что совсем необязательно что Вы попадёте на ту тему, которую рассчитывали прослушать. Заканчивается это тем, что ученик бросает хождения на теорию и приступает к зубрёжке билетов по ПДД самостоятельно, благо, что они есть в изобилии и благо, что на экзамене в ГИБДД сдают именно их. Остальные темы обязательного курса подготовки ученики просто не изучают.

Автошколы предлагают полный курс практического вождения за бесплатно и это 56 часов. Но при этом необходимо оплатить топливный сбор. К примеру: одна автошкола берёт топливный сбор за МКПП в размере 450 руб., а за АКПП в размере 500 руб. за академический час (45 мин.). По-другому, за полуторачасовое занятие предлагается заплатить за бензин 900 и 1000 руб. соответственно. Получается, что стоимость одного занятия по вождению выходит дороже, чем в обычной автошколе.

Теория бесплатно.

Аренда, коммуналка, налоги, зарплаты преподавателям и секретарям, реклама и многое другое – это все то, что автошкола должна ежемесячно оплачивать. Объявляя, что теория дается бесплатно, автошкола лукавит. Эти деньги автошкола соберет с инструкторов, а они с учеников. Не может теоретический курс быть бесплатным.

Автошколы легальные, нелегальные и полулегальные.

Многие, если не все, знают, что 11 августа 2014 года вступили в силу новые программы подготовки водителей и с этого времени вступило правило, что все автошколы должны дополнительно иметь действующее заключение ГИБДД о соответствии учебно-материальной базы предъявляемым требованиям. Многие путают его с лицензией, лицензию автошкола может иметь, а заключения ГИБДД нет, отсюда автошкола не имеет права проводить подготовку водителей. Узнать о наличие заключения можно на сайте ГИБДД (www.gibdd.ru), надо опуститься вниз сайта и выбрать кнопку «Автошколы». Если автошкола есть в списке ГИБДД Вашего региона, то, при условии успешного прохождения обучения и сдачи экзаменов в ГИБДД, права выдадут и уже не отберут.

С заключением ГИБДД особая история. Прежде, чем платить деньги и подписывать договор на обучение Вы должны точно знать до какого числа оно действует и когда срок окончания обучения в выбранной группе.

Если срок заключения до 1 января, а группа заканчивает обучение 2 января, то к экзаменам в ГИБДД группу не допустят, т.к. ей надо заниматься еще один день. Когда автошкола проведет это последнее занятие никто не знает, ведь выдача нового заключения находится исключительно в компетенции ГИБДД. Оставшийся один день обучения может затянуться на месяцы.

Нелегальная автошкола.

Такая автошкола может иметь лицензию, но не иметь заключение ГИБДД, при этом продолжать проводить набор. Человеку в этой автошколе может абсолютно все нравиться: и лекции по ПДД, и вождение. По окончании обучения представитель автошколы сопровождает своих учеников на экзамене. Экзамены успешно сдаются, заветные корочки получены. Возникает вопрос, а почему нелегальная? Дело в том, что человек поступает в одну автошколу, а свидетельство об окончании получает другой. Выбранная человеком автошкола, имея все для обучения, но не имея заключения ГИБДД, договаривается с легальной автошколой, и та просто выдает документы о ее окончании, не проводя обучения.

Легальная автошкола.

Автошкола имеет разрешение на подготовку на одну-две категории, но амбициозно распространяет сведения, что проводит подготовку на все категории. При этом действительно обучение проводит, но на разрешенные категории. Фактически эта автошкола договаривается со школой, проводящей подготовку на другие категории и выдает свидетельство автошколы, с которой имеется такая договоренность.

Автошколы «Только для своих».

Человек не хочет учиться, но без документов о прохождении обучения не обойтись. Вариант обратиться в такую автошколу. Обычно это закрытый наглухо офис и просто в нее не попасть. Человеку под большим секретом дают электронную почту, он пишет на нее и в качестве своей благонадежности ссылается на почту своего поручителя. После проверки закрытая дверь перед ним распахнется. Через небольшое время, зато за большие деньги, человек получит документы легальной автошколы.

Результат для учеников таких договорняков рано или поздно будет печальный, прокуратура не дремлет и человек, получивший права с таким свидетельством, может их легко лишиться. Но не это самое страшное, могут привлечь к ответственности, ведь придется что-то придумывать – не был, не причастен.

Подарки.

Некоторые автошколы предлагают учебную литературу в подарок. Мелочь, но приятно. Хорошая приманка для любителей подарков, но необходимо помнить, что стоимость литературы уже включена в стоимость обучения. Если Вы придете со своей литературой (купили по случаю, подарили друзья или поделились близкие), то отказавшись от подарка автошколы, подарок сделаете Вы, но уже автошколе.

Стоимость обучения.

Сегодня автошколы работают на грани рентабельности, но объявления о низких ценах не сходят с сайтов автошкол. Не верьте! Такие автошколы получат свое с избытком, но другими способами. Работать в убыток никто не будет, стоимость максимально оптимизирована, но есть варианты. Один из них использует одна автошкола, чья реклама выскакивает на каждой странице в интернете, привлекая к работе инструкторов из других регионов и даже соседних стран, готовых работать за минимальные деньги. Чему научит инструктор, большую часть своей жизни управляющий автомобилем, где на весь город один — два перекрестка, боящийся трафика больших городов, догадаться несложно.

Мало заплатили.

Автошкола заключает договор, где указывается стоимость обучения, а недели за две до выпуска требует произвести доплату, при этом угрожает, что не допустят до экзамена в ГИБДД. Действия автошколы построены на том, что ученик уже никуда не денется, заплачена большая часть денег и обучение надо закончить, а скандалить – себе дороже.

В договоре должна быть указана полная стоимость обучения, подписывая договор, ученик своей подписью ставит на нем точку. Любое изменение любого пункта договора должно быть оформлено приложением к договору. Если ученика изменения не устраивают, он вправе не подписывать приложение и, соответственно, не вносить дополнительную оплату.

В большинстве автошкол курс обучения делится на две составляющие: теоретический курс и вождение. Хотя немало автошкол, где стоимость обучения не разделяется.

В первом варианте все понятно, деньги за теорию автошколе, за вождение инструктору.

Во втором часть денег за вождение, как правило, остается в автошколе.

 

Вождение.

 

Инструктор, получающий зарплату от автошколы, понимая, что его доход меньше, чем у его коллеги из другой автошколы, начинает придумывать способы его повысить. Вариантов много. Сразу обращаем внимание, занятия по вождению должны исчисляется в астрономических часах (1 час – 60 мин). В этот час входит время на постановку задач, подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых, что составляет примерно 7 минут на каждые 60 минут.

И так, варианты обмана.

  1. Автошкола предлагает занятия по вождению по 2 астрономических часа и выставляет это как некое преимущество и существенное отличие от других автошкол.

Надо понимать, что не случайно занятия в школах проводятся по 45 минут, в ВУЗах, когда человек уже взрослый по 90 минут – это время просчитано и оптимально, что доказано психологами. Вождение автомобиля – это большое психофизическое напряжение. Практика показывает, что оптимальное время для занятий – 90 минут или 1,5 часа. Один час мало, ученик только разогрелся, а время подошло к концу. Два часа – перебор, под конец занятия ученики уже мало чего понимают. Недаром все автошколы страны проводят вождение по полтора часа.

  1. Инструктор просит человека заехать в магазин для покупки запчасти на автомобиль, которую до него сломал предыдущий ученик. Такие заезды в магазины выгодны инструктору, т.к. пока инструктор ходит по магазину, время занятия идет, а машина стоит. Такое возможно, но это не головная боль ученика. В этом случае надо требовать перенести занятие на другое время или уменьшить стоимость пропорционально отработанному времени.
  2. Ремонт машины во время занятия. Совершенно неприемлемо, ученику следует отказаться от занятия и предложить перенести его на другое время.
  3. Инструктор просит заехать на заправку – это одна из хитростей инструкторов с целью уменьшить фактическое время занятия. Автомобиль в начале дня должен быть полностью заправлен. Единственное исключение – это когда инструктор учит, правилам и технике безопасности во время заправки, когда весь процесс от начала до конца осуществляет ученик. И это единичный случай, а не на каждом занятии.
  4. На улице жара, инструктор приоткрывает капот, кладет под него проставку, это может быть пустая пластмассовая бутылка и включает вентилятор печки, объясняя, что машина перегревается и, что все его действия исключительно на благо ученика, чтобы занятия можно было не прерывать. Вентилятор печки вместе с воздухом захватывает гарь, идущую от двигателя из щели приоткрытого капота. Через 20 минут полностью мокрый и надышавшийся гари ученик, сам выйдет из машины, чтобы перевести дух. Полностью открытые окна не помогут. Ученику следует потребовать прекратить издевательство и выключить печку, капот закрыть. Если машина действительно перегревается, то это означает, что она неисправна. В этом случае надо требовать от администрации автошколы предоставить исправный автомобиль.
  5. Опоздание под разными предлогами с началом занятий. Причины опозданий могут быть разными, в том числе и объективные, выяснять их бывает сложно, да и нужно ли. Ученику надо оплатить занятие за фактически отработанное время или потребовать продлить занятие на время опоздания.
  6. Окончание занятий раньше положенного времени.
  7. Предложение инструктора расписаться за большее количество занятий (тот случай, когда деньги за вождение принимает автошкола). Делать это категорически нельзя, доказать потом, что Вы просто расписались по просьбе инструктора, а занятий не было, не удастся. Зато инструктор свои деньги получит сполна.
  8. Автошкола предлагает разные курсы вождения, к примеру: Экспресс – 20 часов, Стандартный – 30 часов, Продвинутый – 56 часов.

56 астрономических часов вождения как раз и является стандартным курсом, который обязана предоставить автошкола, всё остальное придумки. Как же проходит обучение по укороченным курсам. Инструктор всё время занимается чем угодно, но на самом деле не учит. Заканчивается курс и выясняется, что ученик к экзаменам не готов, про умение водить машину в городе речи не идёт. Ученику требуются дополнительные занятия, но он сам выбрал свой курс, поэтому за дополнительные занятия придётся платить уже по договорным расценкам, что процентов на 30-40 дороже. Если ученик с первых занятий понимает, что с ним занимаются спустя рукава, следует немедленно об этом доложить директору, но аргументированно и просить предоставить другого инструктора.

  1. Автошколы объявляют самое дешевое вождение, когда за вождение указывается одна цена, как правило, она существенно ниже, чем в других автошколах, но, когда договор заключен, внесена оплата и пути к отступлению без издержек отрезаны, предлагается доплатить ещё за ГСМ.
  2. Инструктор сажает в автомобиль несколько учеников и дает позаниматься всем и понемногу, а зарплату получает с каждого, как будто ученик отзанимался один и полное занятие. Особенно это неприглядно выглядит для учеников на категорию «D» — автобус, когда в него садится человек 15-20. Каждому дается проехать по 5 минут и инструктор выносит решение, что ученик – профессионал, у него все получается и он готов к экзамену.

В учебном транспортном средстве, не важно, какое оно, легковой автомобиль или автобус, может находится только два человека, инструктор и ученик, ученик все время должен быть за рулем.

  1. Инструктор через два-три занятия начинает намекать, что ученик никакой, что водить автомобиль не для него и экзамены в ГИБДД ему никогда не сдать, а для сдачи экзаменов надо простимулировать инспектора. Это может происходить даже при очень хорошем владении автомобилем учеником. Не стоит поддаваться на провокации инструктора, если Вы готовы, то никакой инспектор не завалит Вас на экзамене. На крайний случай, в руках кандидата в водители имеется эффективный инструмент. Экзамены проводятся под запись на видеорегистратор и будущий водитель всегда имеет возможность оспорить результаты экзамена.

Внутренний экзамен.

Понятно, что любой экзамен для сдающего является стрессом. Автошколы придерживаются методики проведения квалификационных экзаменов ГИБДД. Не секрет, что незаинтересованным к сдающему, а, следовательно, объективным может быть только компьютер. Живой человек всегда субъективен, принимать экзамен можно доброжелательно, поддерживая морально ученика, а можно просто создать такие условия, что ученик никогда его не сдаст. К сожалению, есть такие автошколы, где экзамен по вождению является способом дополнительного заработка. Можно на площадке откатать без единого штрафного балла, в городе, если не ведется запись на видеорегистратор и экзаменатор этого не хочет, ученик экзамен не сдаст никогда. Причина кроется в дополнительных занятиях по вождению, без которых следующий экзамен у него приниматься не будет, занятия предоставят, но за повышенную плату.

Способ борьбы — обращаться в контрольный орган организации, выдавшей лицензию, с просьбой создать комиссию по приему экзамена или не обращаться в такую автошколу.

Оформление документов в ГИБДД.

Часть автошкол предупреждает открыто, а некоторые прячут где-то на стенде объявление или приказ директора, скромно прикрыв его дверью или спрятав среди бумаг, что оформление документов в ГИБДД проводится за дополнительную плату.

Что же это за документы, которые требуют таких больших финансовых затрат?

  1. Свидетельство об окончании автошколы и его копия;
  2. Медицинскую водительскую справку оригинал; (представляет в автошколу курсант и является его собственностью)
  3. Копию водительской медицинской справки;
  4. Заверенную копию лицензии медкомиссии, если медкомиссия проводилась в другом городе; (представляет в автошколу курсант до экзамена в ГИБДД)
  5. Копию паспорта курсанта;
  6. Заявление о приёме экзаменаот имени курсанта; (распечатывается в ГИБДД)
  7. Экзаменационный лист;(прикладывается автошколой или ГИБДД)
  8. Копию регистрации по месту проживания; (для граждан других государств)
  9. Копию водительского удостоверения; (если имеется)
  10. Нотариально заверенное согласие обоих родителей на сдачу экзамена ; (для курсантов младше 18 лет, представляется до экзамена курсантом)
  11. Квитанцию об оплате госпошлины; (предъявляется самостоятельно при получении водительского удостоверения)

Самый главный документ – Свидетельство об окончании автошколы. Его выдает автошкола. Но в соответствии с п. 16. Ст. 60 Закона «Об образовании в РФ»: «За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается».

Экзаменационный лист обязанность выдать ГИБДД.

Остальные документы являются собственностью курсанта, копии можно сделать на любой почте, если нет доступного ксерокса.

Дополнительные услуги.

Достаточно часто автошколы рекламируют дополнительные услуги за дополнительную плату. Ученики даже не подозревают, что всё это ими уже оплачено, но пытаясь сэкономить, от них отказываются.

— «Дополнительные» лекции по оказанию первой медпомощи (стоимость лекций должна входить в стоимость обучения, т.к. является неотъемлемой частью курса подготовки).

— «Дополнительные» лекции или занятия по психологической подготовке (стоимость лекций должна входить в стоимость обучения, т.к. является неотъемлемой частью курса подготовки).

— «Дополнительный» курс «Защитный стиль вождения» — тот же самый курс основы управления транспортным средством, который входит в стандартный курс обучения в автошколе. Не надо путать курсы экстремального вождения.

Права для несовершеннолетних.

П. 3 ст. 26 закона «О безопасности дорожного движения» гласит однозначно:

«Лица, достигшие семнадцатилетнего возраста, допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «B» и «C» при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи. Российские национальные водительские удостоверения выдаются указанным лицам по достижении ими восемнадцатилетнего возраста».

Лишенным права управления транспортными средствами.

Человека лишили права управления ТС, чтобы не терять время он обращается в автошколу, чтобы пройти обучение на другую категорию и ему не отказывают.

По закону такой ученик может поступить в автошколу, но может пройти только теоретический курс, вождение для него закрыто. Лишают управления всеми видами транспортных средств, а не той категории ТС, за которым он находился за рулем. Обучение без вождения невозможно. Если ученик предъявит свидетельство что он закончил автошколу в период, когда он был лишен прав, то это свидетельство признают недействительным, ведь управлять автомобилем ему запрещено решением суда. Обучение придется проходить заново.

Куда жаловаться на незаконные действия автошколы.

Прежде чем жаловаться, необходимо понимать, что, с Вашей точки зрения, нарушено.

Может быть нарушен учебный процесс, который автошколы должны строго соблюдать. Такие нарушения в компетенции органов образования, тех кто выдал лицензию.

Если нарушены условия договора или они противоречат законам, то обращаться надо в Прокуратуру или Роспотребнадзор.

Все, что касается незаконных поборов, то это — работа правоохранительных органов.

Совет: многие вопросы можно решить бескровно и гораздо быстрее, если сначала провести переговоры с администрацией автошколы.